GreyWolf.ru

клуб любителей YAMAHA TT250R

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер

Спицы «Классик 200»

E-mail Печать
Данная статья не совсем соответсвует тематике сайта, но способы по ремонту спиц и устранения биения у всех мотоциклов, примерно, одинаковы.       GreyWolf

Спицы «Классик 200»




Модель «Балтмоторс» ВМ «Классик 200» является несомненно красивым мотоциклом, соответствующим стилю чоппера и лидером продаж мотоциклов ВМ. Но вместе с тем обладает целым рядом конструктивно-производственых недостатков. Все эти недостатки может владелец при желании устранить своими руками. Но к сожалению владельцы «Классик 200» зачастую не слишком разбираются в технике. Это приводит к опасной ситуации, когда владелец в силу незнания конструкции мотоциклов вообще и конкретного мотоцикла в частности может не замечать опасных неисправностей.

Есть одна неисправность которая относится к разряду опасных и несмотря на попытки работников ВМ предупреждать владельцев и своевременно устранять её по гарантии, может проявиться на любом из купленных мотоциклов Классик 200 (со спицованными колесами).

Эта неисправность - расслабление (или обрыв) спиц заднего колеса. На новом мотоцикле натяжение спиц нормальное, но уже буквально через несколько сотен километров спицы раскручиваются настолько, что колесо просто болтается практически отдельно от мотоцикла. Есть и другая проблема - при попытке подтянуть несколько ослабленных спиц и затяжке их перетянутые спицы принимают на себя нагрузку всего колеса и рвутся. Причем обрыв одной спицы ослабляет весь набор и идет лавинообразный процесс - попадались колеса с оборванными 10 спицами из 36 ! Надо ли говорить, что это опасно тем, что колесо может просто «сложиться» в повороте. Не хочется даже прогнозировать к чему приведет на скорости отделение обода от ступицы или «подворачивание» колеса в повороте - когда к нему прикладывается самая большая и самая невыгодная по направлению нагрузка.


Колесо с оборванными 10 спицами.






Эта неисправность, этот конструктивно-производственный недостаток появился из-за нескольких неграмотных решений при проектировании и изготовлении:
  • тонкие спицы диаметр 3 мм
  • малое количество спиц 36 штук
  • малый наклон спиц (угол между спицей и радиусом колеса)
  • малый "зонтик" (угол наклона спицы к вертикальной плоскости от места крепления в ободе к ступице)
  • короткие спицы


По этим причинам нагрузки на заднем колесе распределяются так, что спицы испытывают нагрузки, которые отворачивают от вибрации головки спиц или отрывают хвостовики. Если попытаться хаотично подтянуть ослабленные спицы, то это приводит к неравномерному натяжению спиц и обрыву некоторых из них.

На переднем колесе подобной проблемы нет, так как спицы переднего колеса имеют утолщения, более длинные и работают с меньшей нагрузкой.

Надо отметить, что ремонт колеса надо производить на новом колесе или при первых признаках ослабления спиц. Дело в том, что значительное ослабление спиц или обрыв приводит к деформации обода. Устранить эту деформацию очень сложно. Натяжением спиц невозможно полностью устранить деформацию обода, поэтому лучше работать с прямым и ровным колесом.

Значительной проблемой является отсутствие в каталоге ВМ и на складах ВМ запасных спиц как запасных частей. Поэтому обрыв нескольких спиц может принести с собой проблемы поиска спиц на замену. Притом что заднее колесо Классик диаметром 15 дюймов и нет среди отечественной техники полностью соответствующих спиц, которыми можно было бы заменить оборванные.

Решение проблемы ослабления или обрыва спиц можно решить несколькими путями:
  • протяжка спиц с применением фиксатора резьб (при ослаблении)
  • протяжка спиц с заменой оборванных
  • замена полного комплекта спиц более толстыми


Прежде чем браться за самостоятельный ремонт рекомендую подробно изучить теорию вопроса. Данная статья не охватывает теории и всех приемов ремонта спицеванных колес. Поэтому в Интернет на мото- и на велосипедных сайтах можно прочитать подробные статьи о методике и хитростях натяжения спиц. Сложного в общем ничего нет, но и простым ремонтом это назвать нельзя. Для протяжки спиц, контроля и устранения биений необходимо изготовить или приспособить станок для крепления колеса. Требование к нему одно - надежно удерживать ось колеса. Надо проявить фантазию - от использования подката под переднее колесо до двух деревянных брусков и гвоздей для крепления оси колеса.

Процесс протяжки спиц можно разделить на следующие этапы:
  1. снятие и разборка колеса
  2. отворачивание головок спиц практически на всю длину резьбы
  3. нанесение фиксатора резьб внутрь головок спиц
  4. протяжка спиц
  5. проверка колеса на биение и контроль натяжения спиц


Все этапы более менее понятны, остановлюсь на наиболее главных. Если обод колеса ровный, то протяжка спиц имеет цель равномерно натянуть спицы по всему диаметру. Чтобы не возникло перекосов и колесо получилось ровным и с равномерно натянутыми спицами.

Если не вдаваться в подробности, то есть очень простой способ, который позволяет провести такую равномерную протяжку. Общее число спиц 36 штук, поэтому надо тянуть каждую 5-ю (36 на 5 ровно не делится) спицу и тогда каждый оборот колеса набегает смещение на одну спицу и пройдя несколько десятков кругов будет натянута каждая спица и это произойдет равномерно. Начинать надо для контроля от первой спицы после отверстия под ниппель. Сначала вращение лучше делать отверткой, потом ключом. Главное правило - каждый круг подтягивать спицы на одинаковое количество оборотов. Вначале это может быть 2-3, в конце 1/3-1/2 оборота.

В процессе протяжки для равномерной посадки (особенно новых спиц) на места необходимо иногда класть колесо ободом на покрышку и всем весом прыгать на ступице колеса с одной и другой стороны. От такой боковой нагрузки, приложенной к ступице спицы тянутся, загибаются как положено и весь набор становится ровнее, так как спицы садятся на свои места.

После протяжки проконтролировать отсутствие биений. Если обод ровный, то при равномерной протяжке колесо должно быть ровное. Устранение биений проводить по методике, которую дают в статьях по теории натяжения спиц. Всегда контролируйте направление вращение спиц, так как когда подтягивается ключом левая и правая спица соответственно левой и правой рукой легко перепутать направление. Хорошим советом будет - если вы ошиблись и неправильно натянули спицы, лучше отпустите все спицы и начните сначала, быстрее и правильнее получится.

Равномерность натяжения спиц контролируется по звуку, который издают спицы при ударе ключом. Надо пройти и проконтролировать все спицы - они должны издавать звук одного тона, близкий ноте «ля». Недостаточно подтянутые спицы подтянуть, перетянутые отпустить.

Ключ 5 мм найти сложно, но пользоваться пассатижами и прочими подручными инструментами нельзя - повредите мягкие головки спиц. Велосипедный спицевой ключ не подходит из-за большого усилия вращения головки. Ключ легко изготовить из ненужного ключа - зажать его в тиски и «болгаркой» сделать прорезь нужного размера, срезать лишнее.


Из-за проблемы отсутствия запасных спиц и того, что спицы могут порваться в любой момент, хорошим способом ремонта может быть замена всего набора спиц на более толстые. Спицы мотоцикла «Днепр» имеют диаметр 5.5мм против 3мм спиц ВМ.

Для замены всего набора спиц надо полностью разобрать колесо, вытащить все спицы. Рассверлить сверлом 5.5 мм отверстия в ступице, сверлом 8 мм в ободе. Сборке комплекта спиц уделяется много внимания в теории (в статьях по теории ремонта колес), но на практике никаких сложностей нет - на ступице колеса остаются характерные следы, которые помогут без проблем собрать ступицу. Далее положив на колени обод и вставив ступицу внутрь перемещая её от центра к краям вставить спицы в соответствующие отверстия и навернуть головки спиц. Далее протяжка производится обычным порядком.

Переспицовка толстыми спицами предпочтительна, так как спицы стоят недорого, есть на всех рынках мотозапчастей. Колесо с толстыми спицами выглядит намного более надежно и вселяет уверенность при езде с пассажиром и грузом. Рассверленные отверстия в ободе по краям необходимо обработать надфилем, чтобы удалить заусенцы. Края отверстий получаются с оголенным металлом, так как при сверлении нарушается слой хрома. Перед или после сборки колеса необходимо обработать специальным составом для защиты от ржавчины. Внешний вид спиц отличается от оригинальных спиц ВМ - оригинальные хромированные, а спицы «Днепр» оцинкованы (не блестят). У кого есть возможность можно отдать их хромировать, остальным можно рекомендовать удалить с них консервационную смазку, обезжирить и покрасить специальной хромовой (имитирующей хромовое покрытие) краской из баллона, после чего покрыть лаком. Красить такие мелкие детали со всех сторон сразу удобно воткнув их (с головками закрученными на всю длину резьбы) в кусок пенопласта.
Последнее обновление 21.06.09 20:13