Предлагаю вниманию уважаемых владельцев TT250R детальный обзор темы устройства, принципа действия, возможного ремонта и замены магнитного ротора датчика спидометра, установленного на валу ведущей звездочки цепи главной передачи.
(Сведения, собранные в теме
Магнит спидометра) , были довольно полезны и помогли автору. Спасибо всем написавшим!)
Общее устройство ротора понятно из фото.
Две втулки запрессовываются одна в другую вместе с шайбами. Между шайбами помещается кольцеобразный магнит (на фото не показан).
Усилие запрессовки достаточно, чтобы плотно зафиксировать (зажать) одно из колец. Второе кольцо прижато к магниту и может без особых усилий проворачиваться. Магнитное кольцо при сборке смазывается клеем и таким образом зафиксировано от проворачивания.
(Со временем клей теряет свои свойства и магнит начинает люфтить, а зачастую и разрушается на несколько частей, которые легко выпадают из обоймы.)
Основная, первая втулка изготовлена из обычной стали, на ее поверхность нанесена прямая накатка для более легкой и удобной запрессовки второй втулки.
Вторая часть - втулка из латуни, немагнитного материала (это важно!).
Шайбы изготовлены из нержавеющей стали, также немагнитной. Толщина их 0,8 мм.
Поговорим подробнее о магнитном кольце, хотя оно и не показано на фото. Его размеры понятны из чертежа. Толщина кольца 6 мм.
Очень похожие кольца применяются в вентиляторах компьютерных кулеров и других, более крупных вентиляторах, если они устроены сходным образом. Они имеют особую намагниченность, не такую как, скажем, у магнитов динамиков. Кольцо имеет две пары полюсов по ходу окружности: N-S-N-S. (Очень возможно, что подобное магнитное кольцо от вентилятора можно использовать для замены нашего поломанного. Но это скорее всего потребует некоторых переделок, изготовления токарных деталей, и эта тема уже выходит за рамки данной статьи.)
Проще всего решить вопрос замены поломанного магнита, применив четыре "кубика" - это магнитики, в наше время легко доступные, продаваемые повсюду. А в некоторых магазинах ещё и в широком ассортименте размеров, форм, материалов.
В моем случае в продаже оказались "кубики" размером 5х5х5 мм. Подойдут и другие размеры, 6х6х6 например. Самый лучший вариант - 6х6х5 мм. Кстати, направление намагниченности бывает разным, но в нашем случае с кубиками это неважно, нам важно будет другое - замаркировать, заметить рабочие грани (полюса) магнитиков. Краска от маркеров держится на них плохо и недолго. Какой краской лучше делать метки, поинтересуйтесь и поэкспериментируйте самостоятельно.
Как узнать где расположены полюса магнитиков, северный и южный? Сложим их все "паровозиком", они сами найдут правильное положение.
В получившемся "паровозике" магнитное поле идёт вдоль, а полюса магнитов, как мы знаем, притягиваются, если они имеют противоположный знак. Таким образом магнитики в цепочке все направлены в одну сторону, вдоль, примерно так: [N-S], [N-S],[N-S],[N-S]. Где N и S - северный и южный полюсы.
Теперь аккуратно разбираем "паровозик", не забывая сделать метку краской, скотчем, да чем хотите, на поверхности полюса. То есть вы отметите либо все полюсы N, либо все S. (
Важно! Отметить нужно строго одноименные полюсы!)
Для сборки комплекта из новых магнитиков нам также понадобится бандаж - полоска из немагнитного металла, в моем случае это нержавеющая сталь мягкого сорта, толщиной 0,5 мм. Ширина полоски 6 мм. (Подойдёт также латунь, алюминий, но прочность "замка" на стыке останется на ваше усмотрение).
Ротор распрессовывается - серединка аккуратно выбивается. На латунной втулке нужно сделать напильником четыре лыски, как показано на фото. Они необходимы для того, чтобы магнитики не съехали со своих мест. А также магнитики вместе с бандажной лентой не должны выступать за габариты шайб.( Лучше, если магниты будут утоплены чуть глубже.)
Полоска бандажа заранее изгибается при помощи плоскогубцев. Неплохо сначала примерить, подогнать размеры при помощи бумажной полоски - для этого магнитики укладываются на лыски втулки, на подложенную одну из шайб.
Перед окончательной сборкой магнитной системы определите полюса магнитов и промаркируйте их. Уложите магниты согласно схеме на чертеже, с правильным чередованием полюсов. Работу можо облегчить, поместив внутрь втулки стержень, болт, гайку из обычной стали - магнитики будут притягиваться и удерживаться на своих местах. Наденьте заранее согнутую и подготовленную полоску бандажа и обогните концы в замок.
Бандаж должен плотно обжать магниты, без люфтов. В процессе работы следите за положением магнитов и их располюсовкой.
Когда все будет ровно собрано, обжато и проверено, можно (необязательно) внести герметик, мастику или подобный наполнитель в пространство с магнитами. Я заполнил это пространство обычным клеем для полистирола, дешевым, продающимся в отделах для домашнего ремонта.
Теперь запрессовывается на своё место центральная втулка, при этом не забываем положить вторую шайбу.