Всем привет!
Порой при вскрытии головки цилиндра и снятии крышкек распредвалов можно видеть вот такую нелицеприятную картину:
При этом рядовой пользователь начинает думать как же из этой ситуации выйти. Да, можно на остатки резьбы вкрутить шпильку и фиксировать крышки постелей гайками, можно подобрать болты чуть подлиньше, благо запас по длине резьбы есть, можно и ещё что-то придумать, но я пошёл иным путём.
Для него мне понадобились пружинные резьбовые ввёртыши, купленные в магазине автомобильных запасных частей (180 рублей за 10 штук) и метчик М7х1 (100 р., здесь могут быть сложности, не везде такие продаются). Ввёртыши можно и с алиэеспресс заказать, стоят они около 13$ за 100 штук.
тынц Можно найти и варианты с меньшим количеством.
Пружинные ввёртыши сделаны из нержавеющей проволоки ромбовидного сечения, которое подобрано таким образом, что, вворачиваясь в металл, пружинка сама себя стопорит от выкручивания, а внутри получается профиль резьбы М6х1.
Итак, первым делом вынимаем то, что осталось от резьбы, или высверливаем сверлом Ф6 мм её остатки. Затем метчиком М7 нарезаем новую.
Когда резьба готова, то в неё необходимо ввернуть ввёртыш-пружинку. Для этого на ней предусмотрен усик, за который её должен заворачивать специальный вороток. Наборы для восстановления резьбы обычно содержат всё необходимое - сами пружинные ввёртыши, сверло, метчик, вороток для установки, но стоят эти наборы немало, я поскупился и вместо воротка использовал обычный винт М6, сделав в нём пропил по месту. При этом необходимо учитывать, что входящий в этот пропил усик не должен отгибать первый виток пружинки от последующих, иначе пружинку банально не вкрутите! Подобрав расположение усика, делаем пропил ножовочным полотном. Получается как-то так:
Наворачиваем на болт сначала гайку, а потом пружинку. Капаем на тело пружинки фиксатор резьбы
Далее положением гайки регулируем глубину вкручивания ввёртыша в головку цилиндра. Это делается для того, чтобы закрутить пружинку на требуемую глубину. Если вы её не докрутите, то часть ее витков будет просто болтаться и есть риск вырвать их из мяса головки, либо можно получить ситуацию, когда недокрученные витки будут мешать установке направляющих втулок для центровки крышек распредвалов. + закручивать ввёртыш необходимо за один заход, т.к. если этого не сделать и выкрутить болт с целью посмотреть - а все ли витки ввёртыша вошли в тело подготовленной резьбы М7, поймать усик и докрутить пружинку до нормы становится крайне сложно.
То, на каком расстоянии оставить гайку от пружинки, легко измерить глубиномером штангенциркуля - это расстояние от привалочной плоскости до начала нарезанной резьбы М7 + возьмите запас в полмиллиметра. Перед установкой это выглядит примерно так:
Далее аккуратно наживляем ввёртыш в новую резьбу и закручиваем ключом. Следим за тем, чтобы не было перекосов и заход происходил ровно. Если не получается, необходимо выкрутить и попробовать снова. Иногда ввёртыш не хочет идти по резьбе в случае, когда пропил в установочном болте сделан неправильно и усик, установленный в него, отгибает первый виток резьбы ввёртыша. Получается, что первый виток начинает заходить, а дальше всё стопорится. В таком случае болт и пропил необходимо переделать, а не пытаться всё закрутить как есть. Не спешите с установкой, усилие при заворачивании, конечно, должно быть, но не чрезмерным!
В итоге получается примерно такой вид, дальше крутить не надо.
Теперь необходимо выкрутить болт, тонкой выколоткой отломить усик внутри отверстия (для этого на самом ввёртыше предусмотрена насечка) и удалить его оттуда либо сжатым воздухом, либо просто вытрясти.
На выходе получается вот такая резьба:
На моей ТТР-ке уже все резьбы крышек распредвалов восстановлены таким методом. При первой разборке и сборке оказалось, что пара резьб никуда не годится, спустя пару лет, я восстановил ещё 2 резьбы, а, вскрыв голову пару недель назад, ещё 2 болта открутились от руки, оставив на себе алюминевые завитушки. В итоге я не стал ждать и доделал остальные 4 отверстия с ещё не тронутой резьбой. Восстановление таким способом применял и на резьбах болтов правой крышки двигателя - полёт нормальный. Так что смело могу рекомендовать!
Всем успехов и крепких несорванных резьб!