Много букв про установку розетки
прикуривателя, отдельной
usb-зарядки телефона, самодельного
подогрева ручек и
вольтметра.
Самый простой способ поставить прикуриватель - воткнуть его напрямую к аккумулятору (через предохранитель, который обычно идет в комплекте). Но мы не ищем легких путей! Да и слабый эндуро-аккум разряжается почти мгновенно. Поэтому я поставила прикуриватель и прочие ништяки через автомобильное реле (30А), чтобы они работали только при включенном зажигании.
У моего реле 4 контакта:
30: +12В, питание от аккумулятора.
87: + к дополнительным фенечкам.
86: - масса, провод на корпус.
85: + управляющий сигнал от подсветки номера.
Идею взять управляющий сигнал от подсветки номера я честно подсмотрела в
посте Ирины @SoloVesna, сначала были мысли ковырять замок зажигания=)
От 87 контакта реле идут три ветви:
1. Влагозащищенная
розетка прикуривателя с резьбой и няшной резиновой крышечкой. Куплена в одном московском магазе рублей за 500. В комплекте шел предохранитель аж на 20А, но и 10А вполне хватило бы.
2. Отдельный
mini USB провод для зарядки телефона, с кнопочкой и предохранителем на 10А в герметичном держателе. Предохранитель общий с подогревом ручек, поэтому такой жирный=)
Телефон сидит в специальном влагонепроницаемом креплении на руле и используется в качестве навигатора. Топографическому кретину вроде меня навигатор жизненно необходим. Да и в путешествии неохота оставаться без связи. Сделать отдельные ветви прикуривателя и зарядки для пущщей надежности подсказал Андрей @Andsah:
Для навигатора нужна одна мощность и не более, а в прикуриватель можно втыкать, например компрессор, поэтому все киты для мотонавигаторов имеют свой провод, который достаточно подключить к цепи.Из за этой разницы я подключаю к плюсу, который на релюхе навигатор и прикуриватель разными проводами.Цепи получаются независимыми и можно не переживать за сохранность навигатора и спокойно подключать компрессор или другую мощную нагрузку.
Мой провод раньше был штекером прикуривателя, и в нем уже есть преобразователь с 12В на 5В. Зачем еще кнопочка? Во-первых, я люблю кнопочки, а во-вторых, Василий @darken123 советовал:
...при включении зажигания контакты зарядного под напряжением, контакты эти находятся на воздухе (крыши то нет как в машине) и при попадании влаги происходит гальваническая реакция (контакты зеленеют и отмирают). У меня так microUSB умер за 2 недели, вроде целый- а внутри зеленый и не заряжает. Типа ржавчины, многократно ускоренной из-за напряжения.
На самом деле можно было и обойтись, так как я все равно забываю ее выключать*^__^*
3. Если предыдущие две ветви Олег @LazyCat спаял мне за один вечер, то над
подогревом ручек пришлось повозиться. Готовые решения? Пффф! Я категорически хотела красивые яростно-оранжевые грипсы, но среди готовых были только черные, причем стремной формы=\ А набор элементов обогрева с ебея пришлось бы ждать пару месяцев (гамма-лучи добра в адрес Почты России!>_<)
Но тут после уборки в кладовке как раз нашлась ненужная нихромовая проволока...
Для самодельного подогрева ручек понадобилось:
- нихромовая проволока (~1,8 м);
- тканевая изолента;
- грипсы Scott MX2 (красно-рыжие, мягкие, тощие и вкусно пахнут графитом);
- кнопка на 20А;
- предохранитель на 10А (из предыдущей ветви);
- двухжильные провода+термоусадка;
- мультиметр, паяльник, припой, активный флюс и прямые руки)))
Бюджет составил меньше 500р (вместе с грипсами).
Нихромовую проволоку нужно отмерять не по длине, а по току/сопротивлению. На правой ручке ток должен быть чуть меньше, т.к. меньше потери тепла из-за пластиковой прослойки. У нас получилось на левой ручке 1,9А, а на правой - 1,7А.
P=U*I=12В*(1,9А+1,7А)=43,2Вт. Многовато, но учитывая, что подогрев готовых ручек типа Oxford Sport (которые
ставил Greywolf) кушает от 18 до 60 Вт в разных режимах, можно попробовать.
После ряда экспериментов выяснилось, что нормальная толщина обмотки левой ручки в нашем случае - как минимум 3 слоя тканевой изоленты. На правую достаточно двух слоев. Нихромовую проволоку мы сложили пополам пополам и намотали по спирали с шагом ~7 мм так, чтобы она не пересекалась между собой. Сверху все фиксировалось еще одним слоем изоленты.
К намотанной нихромовой проволоке припаиваются провода питания. Паять эту гадость довольно мерзко, но активный флюс "для всего, кроме алюминия" оченно выручает=) Правая и левая ручки соединены параллельно и подключены к выключателю питания.
Кнопку включения подогрева я захотела осязать под левым пультом. Пульт разобрали, почистили от песка, починили рычажок поворотников, но кнопку все равно пришлось клеить снизу на Момент. И эпоксидкой замазывать по бокам.
При желании можно проапргрейдить систему и допилить регулятор температуры на основе ШИМ (или купить готовый в запчастях для снегоходов/на ебее, к примеру). Но мне пока хватает положений "I"/"0"=)
Чтобы постоянно мониторить напряжение моего слабого аккумулятора, на приборку я прицепила герметичный
вольтметр. Зелененький, под цвет подсветки приборки^^ В итоге приборка выглядит так:
Все это хозяйство было поставлено год назад и проработало на моем моте сезон 2013 года. После аварии провода подогрева ручек и зарядки порвались, а вольтметр потерялся в песках Мончегорска. Зарядку, вольтметр и прикуриватель я точно восстановлю, а насчет самопального подогрева ручек еще не знаю. Оказывается, рыжие грипсы из мягкой резины очень сильно пачкаются и затираются, превращаясь в УГ. Кроме того, подогрев все-таки подсаживал аккум во время использования.
Так что думаю купить Oxford Hot Grips Lidht для скутеров и легких мотов со слабым генератором, ну и аккум новый весной поставить.