GreyWolf.ru

клуб любителей YAMAHA TT250R

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер

Мотохимия: масла и прочие расходные жидкости для TT250R

E-mail Печать
Скачать русский сервис-мануал можно здесь, owners-мануалы - здесь.
 

Бензин

Какой бензин лить?

В мануалах указан только тип - "исключительно неэтилированное топливо". Очень ценая инфа, учитывая, что этилированный бензин сейчас захочешь - не найдешь=\
Обычно при степени сжатия до 10.5 рекомендуют лить бензин АИ-92 (степень сжатия у ОЕ и Райда 10.2:1). Но при агрессивной манере езды лучше все-таки заправлять ТТР 95м.
 
Объем бензобака
TT250R Raid: TT250R OE (до '99г): TTR250 (после '99г):
16л (резерв 3л) 9л (резерв 2л) 10л (резерв 2л)

 

Моторное масло

Отзывы про различные моторные масла

Замена масла

SAE - вязкостно-температурная классификация моторных масел. Пример - SAE 10W40, где: 10W - зимняя степень вязкости, 40 - летняя степень вязкости. Чем меньше первое число, тем меньше вязкость и тем легче запустить двигатель зимой. Чем больше второе число, тем в большей степени масло будет сохранять свою вязкость при нагревании. Когда мануал предписывает класс вязкости, это не безусловное требование, но минимальные условия. Например, 5W40 подходит тогда, когда предписано использовать 10W40. Чем гуще масло на холодную, тем дольше будет масляное голодание при старте движка. Если нет времени дать мотору хорошо прогреться на ходу, то тогда необходимо использовать масло, более жидкое в холодном состоянии: 5W, если уж так надо лететь или если бедный моц хранится на улице при −10°C... Для эксплуатации в сложных условиях, моторов с большим пробегом (большие люфты, попадание бензина), для старых моноцилиндров и воздушников желательно масло с вязкостью в горячем состоянии xxW50. Ни в коем случае не xxW20 или xxW30! Применение более вязких сортов масел уменьшит угар самого масла. 

Помимо SAE, есть еще классификация API - по качеству и наличию присадок. В старых мануалах на ТТР указан устаревший класс SE (моторные масла бензиновых моторов моделей выпуска 1972-79). На API можно забить, т.к. каждая следующаяя категория вводится с превышением требований предыдущей и полностью ее заменяет. Сейчас практически нет мотомасел с классом качества ниже SF.

Японцы придумали свою сертификацию масла, наиболее полную - JASO. Для мотоциклов с мокрым сцеплением подходит масло стандарта JASO MA. Позже было введено ограничение на содержание фосфора, так как в очень многих мотоциклах появились катализаторы, и класс JASO MA был разбит на два подкласса: MA1 и MA2. JASO MA2 также отличается более высоким коэффициентом трения, чем MA1, что обеспечивает четкость работы сцепления. На ТТР можно заливать масло обеих подклассов, но для фирменной ямаховской "четкой" коробки, кмк, больше подходит МА2=)

Лить минералку/полусинтетику/или синтетику - личное дело каждого. Цифры в мануалах соотвествуют минералке от Yamalube. Единственный плюс минарального масла - это цена. Таким маслам давно пришла на смену универсальная полусинтетика типа 10W40: любая погода (от -20 до +35), любой тип использования для практически всех типов нынешних мотоциклов за минимальную цену. Если хочется поманьячить, рецепт необходимо уточнить. Только синтетика может быть жидкой на холодную, и сохранять нужную вязкость на рабочих температурах. В температурной вилке синтетика рулит. Также ее плюсы - увеличенный интервал замены и отличные моющие свойства. Т.к. синтетика лучше вымывает грязь, старые закоксовавшиеся сальники могут потечь. Это нужно учитывать при замене масла на сильно замученных двигателях. 

В процессе обычной эксплуатации использовать более дорогое и качественное масло смысл есть всегда. Оно медленнее окисляется (ресурс больше), менее чувствительно к температурным перепадам, высоким оборотам и прочее...

Однако увлекаться и заливать в ТТР гоночные масла тоже не стоит: это бессмысленно. Присадки для уменьшения износа движка не сработают без высокой температуры и давления, а пониженное содержание противоокислительных и моющих присадок приводит к необходимости более частой замены масла. Типичная вязкость гоночного масла при 100 градусах Цельсия -  w50, w60. Это отлично, когда при нормальной эксплуатации двигатель расчитан под масло w40, в гонке масло нагревается сильнее и более густое масло разжижается до расчетной вязкости. Однако если гоночное масло прогревается лишь до обычной рабочей температуры, то часть мощности движка будет тратиться на борьбу с вязкостью, что, в свою очередь, будет способствовать повышению рабочей температуры двигателя. 

Автомасло vs мотомасло - тема холиварная. Двигатели мотоциклов работают на более высоких оборотах, с повышенной нагрузкой и при более высоких температурах, чем 99% автомобильных двигателей. В мотомаслах сделан дополнительный упор на антивспенивание при высоких температурах, что особенно важно для воздушников. Более того, с годами улучшилось качество модификаторов трения автомасел, из-за которых может проскальзывать мокрое сцепление и обгонная муфта. Это в свою очередь приведет к их повышенному износу, а вслучае с обгонной муфтой - выходу из строя других элементов двигателя. 

 
В owners-мануале "американца" '06 года четко указано масло Yamalube 4 SAE 10W30 или 20W40 класса SE, SF, SG и выше, тогда как в более старых мануалах на Райд и ОЕ просто даны масла SAE 10W30 или SAE 20W40 класса SE.
 alt
 
В owners-мануале Райда помимо стандартных для ТТР SAE 10W30 и 20W40 указано еще и SAE 10W50:
alt
 
Поскольку с момента выпуска мануалов прошло 20 лет, Yamalube больше не выпускает некоторые масла, о чем и написала в своем новом каталоге:
Если в Вашем Руководстве по эксплуатации указано масло, не входящее в новую линейку продукции Yamalube, используйте эквивалентную замену, представленную ниже:
Старая вязкость: Новая вязкость:
10W-30
20W-40
10W-40
20W-50
 
Частота замены
Замена масла на ОЕ - каждую 1000 км (на Райде - каждые 3000 км) или каждые 6 месяцев, в зависимости от того, что наступит раньше. Хотя более правильно расчитывать приоды замены масла в зависимости от уровня сложности маршрутов. В режиме HardEnduro <1000км, а в режиме трасс до 3000км. Если вы почувствовали, что появились проблемы с переключением передач и в ловле нейтрали - значит пора.
 
Объем масла
Для Райдов и ОЕ: Для "американцев":
Периодическая замена масла 1.00 л 
С заменой масляного фильтра 1.10 л 
Полный объем 1.35 л
Периодическая замена масла 1.10 л 
С заменой масляного фильтра 1.20 л 
Полный объем 1.45 л
C масляным радиатором объем заливаемого масла увеличивается примерно на 0,5л
 
 

Чистка и пропитка воздушного фильтра

Чем мыть и пропитывать воздушный фильтр?

Обслуживание поролоновых воздушных фильтров

Чистка
Ни в одном мануале не указан конкретный растворитель для чистки воздушного фильтра, только какой-то абстрактный "solvent". Существует куча специализированной "мото"-продукции для обслуживания фильтров, некоторые комплекты идут даже с фирменным ведерком для купания поролона. Из не мото средств лучше всего для промывки фильтров от масла зарекомендовали себя уайт-спирит и фэйри.
 
ВАЖНО! Не промывайте поролоновый воздушный фильтр бензином, т.к. есть риск повредить клееные швы воздухофильтра.  И уж тем более не подходят более агрессивные растворители, которые сам поролон способны превратить в клей.
 
Пропитка
В некоторых мануалах на ТТР Yamaha рекомендует использовать для пропитки воздушного фильтра различные моторные масла (SAE 10W30/20W40 или "Air-cooled, 2-stroke engine oil"). Плюс моторного масла в очень хорошей останавливающей пыль способности, а минус в том, что такое масло довольно текуче и через какое-то время собирается в нижней части фильтра. А воздух идет через верхнюю. 
 
В owners-мануале на "американца" '06  прямо указано "масло для воздушных фильтров Yamaha или другой качественный аналог". Специальные масла гораздо более клейкие, чем обычные моторные, и часто окрашены в яркие цвета, чтобы по окрашенности фильтра можно было оценить степень и равномерность пропитки. Также есть варианты смазок для фильтров "чистоплюй-эдишн" - в виде спреев. Эти спреи содержат саму смазку и растворитель, который после нанесения смазки испаряется в течении 15 минут. Так как эта смазка не проникает на всю глубину фильтра, то и пыль задерживает она хуже. 
 
Частота замены
Чистка воздушного фильтра на Райдах и ОЕ - каждые 6000 км (в мануале на "американца" - уже каждую 1000 км) или каждые 6 месяцев, в зависимости от того, что наступит раньше. При езде по пылищще или грязюке срок сокращается. 
 
 

Масло в вилку

Какое масло заливать в вилку?

Замена масла и сальников вилки на ОЕ.     Замена масла, сальников, пыльников и направляющих на Райде 94 года

В мануале указано вилочное масло Yamalube Suspension Oil 01. Его вязкость примерно соответствует 5W или даже чуть меньше (см. сравнительную таблицу). Вязкость масла влияет не на жёсткость вилки, а на скорость отбоя и сжатия. Из-за слишком густого масла пропадает чувствительность вилки на мелких неровностях, а зимой может выдавить сальники.
 
Объем масла
Для Райда: Для ОЕ и "американца":
625 куб./см. в перо 555 куб./см. в перо
уровень масла 120мм 
уровень масла 130мм 
 
Частота замены
Мануалы на ОЕ и Райд предлагают менять масло в вилке каждые 6000 км (в мануале на "американца" - уже каждую 1000 км) или каждые 6 месяцев, в зависимости от того, что наступит раньше. 
 
 

Тормозная жидкость

Какую тормозную жидкость заливать?

В мануалах ко всем моделям ТТР указана тормозная жидкость DOT 4.

ВАЖНО! Розовая тормозная жидкость DOT 5 на силиконовой основе не подходит для ТТР!

При большом желании можно заливать DOT 5.1:
+ выше минимальная температура кипения
+ более текучая (быстрее и точнее передаётся тормозное усилие и тормоза адекватнее реагируют)
+ менее гигроскопична (можно менять раз в 3-4 года)
 - дороже
 - более текучая. Если сама тормозная система изношена, имеет люфт в поршнях суппорта или ненадёжные уплотнения, то более текучий DOT 5.1 будет гораздо легче протекать из замкнутой системы наружу по всем щелям, и вы рискуете в определённый момент остаться без тормозов.
 
Частота замены
В мануале не указан конкретный срок замены тормозной жидкости, сказано только проверять и доливать ее при необходимости. Тормозная жидкость гигроскопична, поэтому DOT 4 необходимо менять хотя бы раз в 2 года.
 
 

Масло в амортизатор

Что заливать в амортизатор?

Т.к. Yamaha искренне считает наш аморт неразборным, нигде не указана марка и вязкость масла. Народ обычно заливает вилочное масло вязкостью от 2,5W до 10W.

 

Смазка/чистка цепи

Смазка цепи

Чистить цепь все owners-мануалы предлагают только керосином.
По старым мануалам смазывать цепь можно моторным маслом SAE 30~50W или специальной смазкой для цепей с кольц. уплотнителями ( O-rings ). В новейшем owners-мануале на "американца" '06 уже категорически запрещено лить на цепь моторное масло во избежание повреждения о-рингов. 
 
 

Смазка рычагов тормоза/сцепления, подножки, лапки тормоза/КПП

Литол/аналоги в колеса и подвеску

Литиевая пластичная смазка Lithium-soap-based grease - "Литол-24" по-русски, или зарубежные пластичные смазки типа Castrol LMX, Liqui Moly LM 50 Litho HT, MOBIL Mobilgrease XHP 222, Shell Gadus S3 V220 C2 и т.д.
 
 

Смазка подвески

Дисульфидмолибденовая смазка

В старых мануалах (не только на наши моты) Yamaha предлагает смазывать прогрессию дисульфидмолибденовой смазкой Molibdenum disulfide grease (в оригинале Yamalube Molybdenum Disulfide Grease, аналог LM 47 Langzeitfett + MoS2) В последних мануалах они почему-то сменили ее на Lithium-soap-based grease.
 
  

Смазка тросиков сцепления/газа,

Yamaha Chain and Cable Lube (заменен на Yamalube LubezAll™) или моторное масло SAE 10W30. Тросики удобно смазывать с помощью шприца с маслом или специальной приблуды Cable Luber. 
 
 
 
Из сервис-мануала на "американца" '99:
 
E - моторное масло
LS - литиевая пластичная смазка, 
Mдисульфидмолибденовая смазка
Герметик Yamaha Bond (Quick Gasket) No. 1215 ACC-11001-05-01
 
 alt
 alt
 
Последнее обновление 12.03.15 15:33